Первые мотоциклы "Иж" сошли с конвейера Ижевского оружейного завода еще в 1928-м году. Несмотря на то, что задолго до этого попытки создания мотоциклов предпринимали и другие заводы, родиной отечественного мотоциклетостроения считается Ижевск. Специальная комиссия постановила, что именно здесь лучше всего разместить Опытный мотоциклетный завод, и центр мотоциклетостроения в директивном порядке был перенесен в Ижевск. Разработанные инженером Петром Можаровым первые "Ижи" оказались весьма успешными, и в рекордный срок было выпущено 5 новых моделей. Такая спешка была обусловлена тем, что нужно было представлять отечественную мототехнику на Всесоюзном мотопробеге осенью 1929-го года, и мастерская Ижстальзавода с этим заданием справилась. Мотоциклы "Иж-1" и "Иж-2" были весьма внушительного размера и веса, но их появление стало настоящей сенсацией для отечественного мотостроения. В тот период времени эти мотоциклы выглядели очень представительно и с технической точки зрения считались самыми передовыми. Мотоциклы "Иж-1" и "Иж-2" были оснащены двухцилиндровым мотором объемом 1200 куб. см. мощностью 24 л.с. и трехступенчатой коробкой передач в одном блоке с двигателем. Первые "Ижи" были со штампованной рамой, нижняя часть которой являлась корпусом глушителя, а на мотоцикле "Иж-2" установили вентилятор для принудительного охлаждения мотора и привод на колесо коляски. Следующая модель "Иж-3" с цепным приводом на заднее колесо была оснащена 750-кубовым двигателем Wanderer с поперечно расположенным коленчатым валом. Самым легким из первой "пятерки" стал мотоцикл "Иж-4", на смену которому вскоре пришла следующая модификация с 500-кубовым двигателем от Neander, получившая название "Композиция". Кроме нового двигателя, на мотоцикл "Иж-5" установили модернизированную раму и измененную переднюю вилку. Как и планировалось, "Ижи" приняли участие во Всесоюзном мотопробеге 1929-го года. По результатам мотопробега мотоцикл "Иж-4" был признан лучшим, и было принято решение запустить его в серийное производство. Однако этим планам не суждено было осуществиться: ведущий конструктор завода П. Можаров переехал в Ленинград для разработки мотоцикла "Л-300" по технической документации немецкой модели DKW Luxus 300. Первая половина 30-х годов ознаменовалась выпуском мотоцикла "Иж-7", который, по сути, продублировал легкий мотоцикл Можарова "Л-300". Модель была оснащена двухтактным одноцилиндровым 300-кубовым двигателем мощностью 6.5 л.с., трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом на заднее колесо. Мотоцикл "Иж-7" лишился защитных щитков и багажника, зато приобрел круглые подножки. Эти мотоциклы основательно подвела система зажигания, но уже через год, в 1934-м, с конвейера сошел 100-й мотоцикл "Иж-7", а еще спустя четыре года была выпущена модель "Иж-8". На мотоцикл "Иж-8", оснащенный двигателем мощностью 8 л.с. и разгоняющийся до 90 км/час, установили генератор, двухканальную систему продувки, фару большего габарита и даже амперметр. В самом конце 30-х годов появился мотоцикл "Иж-9" с двигателем увеличенной мощности (9 л.с.), дополнительной выхлопной трубой и усиленными тормозными механизмами. В ближайших планах завода был выпуск мотоцикла ""Иж-12" с четырехтактным верхнеклапанным 350-кубовым двигателем, но выпуску новой модели помешала война. После Отечественной войны в распоряжении завода оказались чертежи и оборудование из Германии, на основе которых был выпущен мотоцикл "Иж-350". Его аналогом стала немецкая модель DKW NZ-350, адаптированная под отечественную электронику. Послевоенный период ознаменовался выпуском спортивных модификаций, одной из которых стала модель "Иж-350С", которую оснастили двигателем мощностью 14 л.с., телескопической передней вилкой и подвеской с амортизаторами на заднее колесо. В 50-м году в серийное производство был запущен спортивный мотоцикл "Иж-50", а спустя год - модель "Иж-49" с боковым прицепом, которая продемонстрировала лучшую среди мотоциклов "Иж" проходимость. "Иж-49" определенно ждал успех, поэтому завод практически сразу перешел на серийный выпуск этого мотоцикла. Для шоссейно-кольцевых гонок и кроссовых соревнований завод выпустил мотоцикл "Иж-54" с двигателем мощностью 18 л.с. и менее мощный "Иж-55". К тому времени уже стало ясно, что производство мотоциклов является наиболее перспективным направлением, и разработкой новых моделей стало заниматься специальное бюро. Новинкой 1956-го года стал мотоцикл "Иж-56" с коляской, укомплектованный двигателем мощностью 13 л.с., трубчатой рамой, колесными щитками и взаимозаменяемыми колесами. Во второй половине 50-х годов были выпущены спортивные модификации мотоциклов, созданные на базе "Иж-50", "Иж-49" и "Иж-54". В линейке Ижевского завода представлены мотоциклы "Иж-54А" для шоссейно-кольцевых гонок и модели "Иж-55М" и "Иж-55К" для кроссовых соревнований, на смену которым пришли "Иж-57М" и "Иж-57К". Одновременно с выпуском спортивных модификаций перед конструкторами завода была поставлена задача создать новый мотоцикл - "Иж Юпитер" ("Иж-58"). Ижевский мотоцикл "Иж Юпитер", выпуск которого начался в 1961-м году, был оснащен новым двухцилиндровым мотором мощностью 19 л.с. с раздельными цилиндрами. Производились две модификации "Иж Юпитера": модель для одиночной езды и мотоцикл с коляской. Через год был выпущен дорожный мотоцикл "Иж Планета" - мотоцикл среднего класса с легкосъемным сиденьем, штампосварными щитками и воздухоочистителем увеличенного объема. До 1970-го года было освоено производство "Иж Планета-2" и "Иж Юпитер-2" с двигателями повышенной мощности. В промежуток времени от 1971 по 1975-й производились "Иж Планета-3" и "Иж Юпитер-3", в том числе мотоциклы с коляской "Иж Юпитер-3К". В 1974-м Ижевский завод выпустил мотоцикл "Иж Планета Спорт" - универсальный родстер, который уже не дублировал немецкие аналоги. Мотоцикл "Иж Планета Спорт" оснастили двигателем из японских деталей мощностью 32 л.с., японским карбюратором и впервые внедренной на отечественных мотоциклах системой раздельной смазки. "Иж Планета Спорт", разгонявшийся до 100 км/ч за 11 секунд, стал самым быстрым дорожным мотоциклом отечественного производства и пользовался огромной популярностью у молодежи. Впоследствии конструкторы перестали использовать для "Иж Планета Спорт" японские запчасти и заменили их на советские, что повлекло за собой падение мощности двигателя до 28 л.с. и негативно отразилось на других характеристиках "ПСов", как их называли в народе. Несмотря на это, мотоцикл, производство которого свернули в 1985-м году, стал одним из лучших в линейке мотоциклов Ижевского завода, и сегодня любители мототехники готовы выложить за первые "Ижи Планета Спорт" немалые деньги. Мотоцикл "Иж Юпитер-4" сошел с конвейера нового заводского комплекса, построенного в 1981-м году, а спустя год завод выпустил "Иж Планета-4". На мотоцикле "Иж Планета-4" применили систему автоматической дозировки масла, что уменьшило токсичность выхлопа, и установили 12-вольтовое электрооборудование. От своего предшественника модель отличалась неглубоким передним щитком и новыми переключателями. В середине 80-х выпустили "Иж Юпитер-5" с двухцилиндровым двигателем мощностью 24 л.с., дисковым тормозом и кнопкой "аварийного запуска", а также "Иж Планета-5" с двигателем мощностью 22 л.с., четырехступенчатой коробкой передач, новым бензобаком и приборным щитком. "Иж Планета-5" стал надежным и недорогим мотоциклом, который отлично подходил для езды по российским дорогам и работал на любом бензине. Одновременно на заводе разрабатывались опытные образцы мотоциклов "Спринтер", "Орион" и "Марафон", которые стояли на ступень выше по своим дизайнерским и техническим характеристикам. В 90-х появились грузовые боковые прицепы и грузовые модули, которые можно было приспособить к "Иж Планета" или "Иж Юпитер" и получить трехколесный грузовой мотоцикл. Начало нового столетия ознаменовалось разработкой на предприятии ОАО "ИЖМАШ" 350-кубового чоппера "Иж Юнкер" (Иж Планета-6), основным закупщиком которого стал московский ГИБДД. Это был мотоцикл в американском стиле с высоким рулем, двухуровневым раздельным сиденьем, каплевидным баком и большим количеством хромированных деталей. В 2002-м предприятие выпустило легкий мотоцикл "Иж Корнет" с 50-кубовым одноцилиндровым двигателем мощностью 3 л.с. Много хороших отзывов заслужил и 250-кубовый дорожный мотоцикл "Иж Планета-7" с 4-тактным двигателем, отличительной особенностью которого стало электронное зажигание. Несмотря на успехи, 80-летие со дня выпуска первого мотоцикла "Иж" омрачилось банкротством завода по причине невыплаченных долгов. С 40-х по 80-е годы на заводе было выпущено более 11 миллионов мотоциклов, и хотя это солидные цифры, в летописи мотоциклов "Иж" пока поставлена точка. Или, может быть, все же многоточие? |