Официальной датой основания Киевского мотоциклетного завода (КМЗ) считается сентябрь 1945-го года, когда на базе бывшего Бронетанкового завода было решено создать предприятие по производству мотоциклов. Еще в начале 30-х здесь располагались автобронетанковые мастерские, которые впоследствии переформировались в Бронетанковый завод, поставляющий продукцию для нужд фронта. После окончания войны необходимость в производстве боевой техники отпала, и завод перешел в ведение Главного Управления мотоциклетной и велосипедной промышленности. Первой моделью, которую в 1946-м году разработали конструкторы Киевского мотоциклетного завода, стал мотовелосипед "Киевлянин" К-1Б, спроектированный по образцу довоенной немецкой модели Wanderer-98 с двигателем SACHS. Мотовелосипед "Киевлянин" К-1Б, разгонявшийся до 50 км/час, оснащался 98-кубовым двухтактным двигателем мощностью 2.2 л.с. В этот же период времени КМЗ представил модель трехколесного мотоцикла К-1В с ручным управлением, разработанный специально для инвалидов Отечественной войны и запущенный в серийное производство в 1947-м году. Одновременно завод выпустил небольшую партию грузовых мотоциклов К-1Г, ориентированную на использование в сфере торговли и доставки почты. В конце 40-х на завод приехала группа специалистов ликвидированного Горьковского мотоциклетного завода для разработки новых тяжелых мотоциклов М-72. К 1950-му году Киевский мотоциклетный завод уже ежегодно выпускал более 14 тысяч двухколесных мотоциклов и около 7 тысяч мотоциклов К-1В для инвалидов. Увеличение объемов продукции требовало новых производственных мощностей, и на КМЗ открылись новые цеха, в частности цех централизованного раскроя металла и литейный цех. В 1952-м году завод перестал производить мотовелосипеды "Киевлянин" К-1Б, и все силы были сосредоточены на выпуске мотоциклов М-72 с 750-кубовым четырехтактным двухцилиндровым двигателем мощностью 22 л.с., который разгонялся до 85 км/ч. Наращивая производство мотоциклов М-72, завод одновременно осваивал новую модель - спортивный 350-кубовый мотоцикл М-35. Затем появилась переходная модель М-72Н и две экспериментальные модели - 500-кубовый мотоцикл М-75 и 820-кубовый М-76. В 1958-м году завод выпустил модель К-750, а также спортивные машины К-750СМ и М-53С, которые принимали участие в гонках. Новый мотоцикл К-750, в отличие от своего предшественника М-72Н, был более мощным и оснащался двигателем мощностью 26 л.с. Появились гидравлические амортизаторы и резиновые рессоры для установки коляски, что обеспечило плавность хода. Позже появилась усовершенствованная модель - мотоцикл К-750М с передней телескопической вилкой и улучшенным механизмом переключения передач. Эти мотоциклы производились в тесном сотрудничестве с Ирбитским мотоциклетным заводом, благодаря чему обладатели мотоциклов К-750 могли использовать запчасти этого завода. 1967-й год ознаменовался выпуском первых мотоциклов "Днепр" К-650, развивавших скорость 100 км/час. Мотоцикл "Днепр" оснастили 650-кубовым верхнеклапанным двигателем МТ-8 мощностью 32 л.с. К этому времени ежегодный объем выпуска мотоциклов КМЗ составлял уже 26 тысяч штук, а в само производство была внедрена автоматизированная система управления. В 1971-м году был выпущен 500-тысячный мотоцикл "Днепр" МТ-9, а спустя три года с конвейера завода сошел новый мотоцикл "Днепр" МТ-10 с новой коробкой передач. На этой модели установили 12-вольтовое электрооборудование, сдвоенное сиденье, новую фару и усовершенствованный топливный бак. На середину 70-х приходится выпуск ограниченной партии эскортных мотоциклов для Кремля, развивающих скорость 130 км/ч. На этих мотоциклах был установлен двигатель мощностью 50 л.с. и специальные шины для езды по зимней дороге. Мотоцикл "Днепр" МТЮ-Зб, МТ-12, оснащенный двигателем мощностью 36 л.с., Киевский мотоциклетный завод начал производить с 1977-го года, а спустя два года завод торжественно отметил выпуск миллионного мотоцикла МТ-10-36. На мотоциклах с коляской МТ-10-36, развивавших скорость 105 км/час, была установлена коробка передач с задним ходом. В 1985-м году появились две новые модели - мотоцикл "Днепр-11" и "Днепр-16", которые вписали отдельную страницу в историю завода. Мотоциклы с коляской "Днепр-11", которые стали новой модификацией МТ-10-36, оснастили 4-тактным двухцилиндровым двигателем мощностью 32 л.с., 4-х ступенчатой коробкой передач с задним ходом, тормозом на колесо коляски и стояночным тормозом. Мотоцикл "Днепр-11" укомплектовали передней телескопической вилкой, маятниковой подвеской заднего колеса, барабанными тормозами на все колеса и 19-дюймовыми шинами. Мотоцикл разгонялся до 105 км/час и мог перевозить груз массой 260 кг. При ремонте и техническом обслуживании на мотоцикл "Днепр-11" можно было устанавливать двигатель, коробку передач и некоторые другие узлы с мотоцикла "Урал". Мелкосерийный мотоцикл повышенной проходимости "Днепр-16" стал единственной моделью с приводом на колесо коляски. На мотоцикл, разгонявшийся до 95 км/час, установили верхнеклапанный 650-кубовый двигатель, 12-вольтовое электрооборудование, колодочные тормоза и легкосъемные взаимозаменяемые колеса. За весь период времени было выпущено более 3 миллионов тяжелых мотоциклов с коляской "Днепр" с 4-тактным двигателем, а в 1991-м году с конвейера сошли одиночные 650-кубовые мотоциклы. В 90-е годы объемы производства резко сократились, на какое-то время выпуск мототехники был прекращен, но трудности удалось преодолеть. В 1994-м году было зарегистрировано Открытое акционерное общество "Киевский мотоциклетный завод", 100% акций которого перешли в собственность государства. На данный момент это единственный на Украине завод, специализирующийся на выпуске мотоциклов тяжелого класса. В отличие от многих предприятий, когда-то выпускавших мототехнику, завод по-прежнему действует и производит 16 модификаций своего знаменитого мотоцикла "Днепр". На новых моделях установлены мощные модернизированные двигатели, 5-ступенчатая коробка передач и дисковые тормоза. В линейке новых мотоциклов ОАО "Киевский мотоциклетный завод" представлен одиночный дорожный мотоцикл "Соло", чоппер "Хмель", эндуро "Динамит", одиночный мотоцикл "Днепр Турист", трехколесный грузовой трицикл "Днепр-300" и трайк "Днепр-303". Наиболее удачным считается дорожный мотоцикл-одиночка "Соло", оснащенный двигателем мощностью 23.5 л.с. и разгоняющийся до 125 км/час. Завод производит мототехнику для нужд фермерского и коммунального хозяйства и, наряду с этим, с конвейера завода сходят кузова фургонов, прицепы для автомобилей и прицепы для водного транспорта. Мотоциклы с коляской "Днепр" бороздят просторы не только России, но и Америки, Канады, Кубы, Индии, Ирана, Сирии, Польши и большинства европейских стран, хотя сейчас они производятся небольшими партиями на заказ. Киевский мотоциклетный завод избежал печальной участи многих отечественных предприятий доперестроечной эпохи, и это уже можно считать достижением. К сожалению, в настоящее время мотоциклы Днепр не поставляются в Россию. В качестве замены, более дорогой, но и более качественной, мы можем порекомендовать мотоцикл Урал |