История мопедов "Ява" хоть и не столь насыщенна, как история мотоциклов этого завода, но это отдельная глава в индустрии мототехники, которая по сей день интересует поклонников мотовелосипедов, мопедов и мокиков. Все началось в 1930-х годах, когда на чехословацком рынке уже заняли свою нишу мотоциклы Jawa. Однако среди потребителей по-прежнему оставалась неохваченной молодежь, и на заводе было решено заняться разработкой так называемых малых мотоциклов, или мотовелосипедов. В этот же период времени на другом чешском заводе CZ (ЧеЗет) уже выпускались мопеды, поэтому Jawa нужно было предложить что-то свое. Поначалу была идея приобрести лицензию на производство мопедов у французов, но в результате разработка велосипеда с мотором была под большим секретом поручена конструктору Иосифу Йозифу. Для первого мопеда был выдвинут ряд требований: модель нужно было оснастить педалями, ее масса не должна превышать 50 кг, а объем двигателя - 100 куб. см. Эти требования объяснялись достаточно просто - на мотовелосипедах с такими характеристиками могли ездить даже 14-летние подростки без водительских прав. Иосиф Йозиф выполнил все в точности и разработал 100-кубовый мопед с ножным приводом заднего колеса Ява-100 (Jawa-100). Мопед Ява-100 впервые появился в 1937-м году на Пражской ярмарке, и после успешного анонса представителями завода Jawa было предложено за вознаграждение придумать название для нового мотовелосипеда. Более 15 тысяч человек проголосовало в течение 3-х недель, и в результате модель получила название "Ява-Робот" (Jawa-Robot). Мопеды "Ява-Робот" были оснащены двухтактным одноцилиндровым 100-кубовым двигателем мощностью 2,6 л.с., трехступенчатой коробкой передач в одном блоке с мотором и двойной штампованной рамой. Руль и сиденье регулировались по высоте, весил мопед 49 кг и развивал скорость 65 км/час. В первый год было произведено 5 тысяч мопедов "Ява-Робот", а к 1946-му году их число составило уже 12 тысяч. За этот период времени мопед, естественно, подвергался модернизации: так, в самом конце 30-х годов мощность двигателя была доведена до 2,7 л.с., а на выхлопную трубу установили кожух. В 1954-м году, одновременно с мотоциклом Jawa-500, появился знаменитый мопед "Ява Пионер" (Jawa 50 Pioneer). Мопед Ява-50 стал модернизированной версией довоенного мопеда "Ява Робот" и первоначально производился на заводе в Праге, однако через год его производство было перенесено в словацкий город Поважска Быстрица. Мопед Jawa Pioneer оснастили одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 50 куб. см. мощностью 1,6 л.с., трехступенчатой коробкой передач и рамой из стальных труб. Мопеды "Ява Пионер" весили 54 кг и разгонялись до 50 км/час. Переднее колесо разработчики закрепили в телескопической вилке без амортизатора, а заднее - в качающейся вилке тоже без амортизатора. Мопед Ява-50 был одним из самых популярных в СССР, хотя тогда требовалось ставить его на учет в ГАИ, устанавливать номерные знаки и получать права на вождение. Ява-50 (тип 550) имел большой успех и выпускался до 70-х годов, пройдя несколько этапов модернизации. В обновленном мопеде (тип 555) изменились тормоза и кузов, а максимальная скорость увеличилась до 60 км/час. Затем появился двухместный мопед Jawa 50 Pioneer с новой подвеской заднего колеса, а в начале 60-х годов завод выпустил новую модификацию более спортивного вида (тип 21). В этой линейке выделяется мопед "Ява-Мустанг" тип 23 (Jawa 50 typ 23 Mustang), разработанный совместно с итальянцами. В конце 50-х годов на заводе, расположенном в чешском городе Раковник, сошел с конвейера первый мопед "Стадион" С-11 (Stadion S-11) с мотором Jawa. За последующие три года было выпущено более 150 тысяч мопедов "Стадион" С-11, а в 1961-м появилась его модернизированная версия - "Ява-Стадион" С-22 (Stadion S-22) с улучшенным двигателем и новым карбюратором. Мопеды были оснащены одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 50 куб.см. с цилиндром из алюминиевого сплава и чугунной гильзой. Мотор мощностью 1.5 л. с. установили на раме с наклоном вперед для лучшего охлаждения. У мопеда Stadion S-22 были шины увеличенного размера, двухступенчатая коробка передач в общем блоке с двигателем и специально разработанный для этой модели карбюратор, обеспечивающий стабильную работу мотора на малых оборотах. Рама состояла из трубчатых и штампованных элементов, а установленное на раме седло позволяло менять посадку во время длительных поездок. На "Стадионе" С-22 предусмотрели запасную камеру, ящик под сиденьем и вместительный багажник. В 1963-м году появилась спортивная модификация мопеда - "Стадион" С-23 (Stadion S-23) с более удлиненным сиденьем и усиленной рамой. В период времени с 1958-1962 гг. на одном из заводов Jawa выпускали мопед Яветта (Jawetta), который поступал на рынок в модификациях "Стандарт" и "Спорт". Оба мопеда оснащались одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 50 куб. см, двухступенчатой коробкой передач, барабанными тормозами и сварной рамой. Передняя вилка, как и рама, была сварена из штампованных профилей. Мопед "Яветта-Стандарт" с мощностью двигателя 1,5 л.с. разгонялся до 45 км/час и весил 47,5 кг. Двигатель "Яветта-Спорт" был, соответственно мощнее (2 л.с.), весил мопед 50,5 кг и развивал максимальную скорость в 50 км/час. В 1971-м году, когда интерес к мотоциклам Jawa стал стремительно падать, на словацком заводе в Поважска Быстрице началось производство мопеда "Ява-207", или "Бабетта" (Babetta) с одноцилиндровым горизонтальным двигателем и автоматическим сцеплением без коробки передач. Мопед "Бабетта" производился на предприятии Mopedy s.r.o, которое было филиалом Jawa. В линейку маленьких и легких мотоциклов Jawa, рассчитанных на начинающих райдеров, включена 50-кубовая модель "Ява Робби" (Jawa 50 Robby). "Ява Робби", оснащенный 4-тактным двигателем мощностью 3 л. с., 4-ступенчатой коробкой передач и барабанными тормозами, весит 80 кг и разгоняется до 48 км/час. Малокубатурный Jawa Robby производится по сей день и пользуется популярностью у любителей спокойной езды на небольшие расстояния. Промежуточное звено между мотоциклами и мопедами занимает и модель "Ява Денди" (Jawa Dandy), разработанная в самом конце 90-х. Существуют две модификации: 50-кубовая модель Jawa Dandy с двигателем Minarelli и модель с 4-тактным 125-кубовым двигателем по лицензии Honda. Разгоняется мотоцикл до 100 км/час, но если не увлекаться скоростью, то можно эксплуатировать его по полной программе как мопед для неспешной езды в черте города. "Ява Денди" действительно больше напоминает мопед, поэтому на городских дорогах он редко попадает в поле зрения работников ГИБДД. В 60-х годах начался триумф мотоциклов и мопедов "Ява" в СССР, где в то время уже производились отечественные мопеды на заводах в Пензе, Львове и Риге. И не просто производились: в 60-70-х годах по объему выпускаемых мопедов Союз уступал только Японии и Италии и даже поставлял мототехнику в социалистические страны. Первым разработкой мопедов в СССР занялся Рижский завод "Саркана Звайгзне", причем для ознакомления с образцами иностранных мопедов группа рижских специалистов и конструкторов отправилась не куда-нибудь, а на завод Jawa. В 1961-м году появился мотовелосипед "Гауя" и почти одновременно мопед "Рига-1" с двухскоростным 50-кубовым двигателем от Jawa. В середине 60-х был разработан мопед "Рига-3" с мотором шауляйского производства, а чуть позже - мопеды "Рига-4" и "Рига-5". В период времени с 1973-1980 гг. Рижский завод выпустил мопеды "Рига-7", "Рига-9", "Рига-11" и "Рига-12", а на 80-е годы пришелся выпуск мопеда "Рига-13", мокиков "Рига-16", "Дельта", "Стелла", "Рига-22" и мини-мокиков. На Львовском заводе мотовелосипедов не менее активно занимались выпуском 50-кубовых мопедов. Поначалу это были мотовелосипеды и легкие мопеды, управление которыми не требовало водительских прав и постановки на учет в ГАИ, что отличало их от 50-кубовой "Явы". В конце 50-х годов с конвейера Львовского завода сошла знаменитая модель "Верховина", которая выпускалась до 1990-го года. Первая "Верховина-3" была классическим 50-кубовым мопедом, однако "Верховина-6" уже стала полноценным мокиком, в котором на смену педалям пришел кикстартер. В 1981-м был выпущен мопед "Верховина-7" с улучшенным внешним видом и мокик "Карпаты". В СССР в этот же период времени продавались мотовелосипеды "Киевлянин" Киевского мотоциклетного завода, а также мотовелосипеды и мопеды ЗИФ Пензенского велосипедного завода, хотя наиболее значимую роль в индустрии советской мототехники сыграла знаменитая троица "Рига"-"Карпаты"-"Верховина". На сегодняшний день эти мопеды стали историей, а если говорить о 50-кубовой мототехнике 2000-х годов, то можно отметить мопеды и мокики "Пегас" Ленинградского северного завода и мопеды "Пилот" Ковровского завода им. Дегтярева. |